ГЗЕЛЛЬ Георг (1673-1740) - швейц. живописец, учился в Вене, работал в Голландии, откуда по приглашению Петра I в 1717 приехал в СПб. Работал в разных живописных жанрах (портреты, натюрморты, религ. картины, плафоны). Из сохранившихся работ - портрет гр. П. А. Толстого (1720-е гг.), иконы с изображениями апостолов для лютеранской церкви св. Петра (1729), картины на еванг. сюжеты в Петропавловском соборе (1730-31). Мастер среднего европ. уровня, Г. создавал натюрморты, к-рые украшали покои как во дворцах, так и в домах частных лиц и оценивались современниками как "превосходные" (Я. Штелин). Менее уверенно Г. чувствовал себя в плафонной живописи (плафоны на темы триумфа России в Приемной и Тронной Летнего дворца Петра I, 1725-27). Поскольку место придворного живописца было занято, Г. довольствовался выполнением отд. гос. и частных заказов. Поступив на службу в новоучрежденную Академию наук (1725), писал раритеты Кунсткамеры - "Портрет великана Буржуа" (1720-е гг.), "Портрет бородатой женщины" (1734) и т. п. С 1726 преподавал рисунок в академ. г-зии, а с 1732 - в Рисовальной палате АН. Среди его учеников - знаменитый впоследствии рисовальщик петерб. видов М. И. Махаев.
Лит.: Коваленская Н. Н. Рус. живопись первой половины 18 века // История рус. иск-ва. Т. V. М., 1960; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. I. М., 1990.